Вербное воскресенье. Суть

Вербное воскресенье. Суть

Вербное воскресенье – так издавна на Руси называется праздник Вход Господень в Иерусалим – один из 12 главных праздников Православной церкви. Так же, как Благовещение, это весенний праздник, только в отличие от Благовещения, Вербное воскресенье не имеет определенной ежегодной даты празднования, а отмечается за неделю до Пасхи, то есть в 2017 г. его дата – 9 апреля, в 2018 году -1 апреля, в 2019 году Вербное воскресенье выпадает на 21 апреля, а в 2020 году -12 апреля.

В этот день на богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. Об этом эпизоде рассказано во всех четырех Евангелиях Нового Завета. Это последнее светлое событие земной жизни Христа.

Когда Иисус отправился в Иерусалим на празднование Пасхи (это была еще ветхозаветная Пасха, а не та, которую празднуют христиане), за ним пошли многие его последователи и ученики. Узнав о приближении Иисуса, простой народ вышел навстречу ему. Когда Христос верхом на ослике (в отличие от коня, на котором ездят воины, осел — символ мира) въехал в Иерусалим, жители города встретили его ликованием, они выстилали ему дорогу своей одеждой и пальмовыми листьями. В те времена так встречали царей и полководцев-победителей. Народ признал Иисуса истинным царем. Но Иисус — Царь Небесный, а не земной. И в Иерусалиме его ждал не престол, а крест. К этому времени у Иисуса были уже не только последователи, но и враги – первосвященники, считавшие его опасным самозванцем и замыслившие убийство.

В России традиционно пальмовые ветви заменяются веточками вербы, ивы, ветлы, которые первыми распускаются весной, а предпоследняя неделя Великого поста называется «вербной» или «цветоносной». На Руси всегда считалось, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и животных, предостерегать от болезней и нечистой силы, нивы – от града, а жилище – от пожаров.

Существует много обычаев и поверий, связанных с целебными свойствами вербы. По народным убеждениям, расцветающее дерево передает свое здоровье и силу человеку или животному, который к нему прикоснется.

  • В Вербное воскресенье принято было слегка хлестать друг друга, а особенно ребятишек, веточками освященной вербы.
  • Хозяева крошили веточки вербы в корм скоту в надежде сохранить его от болезней. Веточки вербы втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не потерялась, разбрасывали на поле для урожайности и сбережения посевов.
  • Считалось, что ветка вербы, брошенная против ветра, может успокоить бурю, а брошенная в огонь – загасить его.
  • А посевными и посадочными работами в течение Вербной недели не занимались: считалось, что все посаженное вырастет горьким.

Вербное воскресенье отмечают тихо, без шумных празднований, потому что продолжается Великий пост, тем более что сразу после Вербного воскресеньянаступает печальная Страстная неделя. О чем вспоминают люди, слушая праздничное богослужение? Может быть, о том, как все изменчиво в мире, о том, что радость ходит рядом с горем… Те же люди, что встречали Иисуса с пальмовыми ветвями, через несколько дней будут требовать его казни.

Иконы с изображением Входа в Иерусалим обязательно есть в каждом православном храме. На них изображается Иисус верхом на ослике, красивый город, гора, пальмовое дерево, люди, встречающие Христа, дети, играющие у дороги. Изображения Входа в Иерусалим появились еще в IV веке, и с тех пор традиционная композиция иконы почти не менялась, но следование канону не помешало русским иконописцам по-своему увидеть евангельский сюжет, в котором слились радость и грядущая боль. Мягкостью линий, соразмерностью фигур и деталей, сочетанием сдержанных цветов мастера-иконописцы умели передать состояние праздника и светлой печали.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*